aif.ru counter
0 184

Фестиваль-конкурс «ИЗМ». Как рассказать историю в танце

Главный принцип фестиваля: на первом месте история, на втором – техника.

«ИЗМ» - это веяние сегодняшнего дня.
«ИЗМ» - это веяние сегодняшнего дня. © / АиФ

Иное мышление, иной взгляд на жизнь, иные чувства и эмоции. В Пензенской областной филармонии состоялся очередной, уже третий по счету фестиваль-конкурс современного танца «ИЗМ».

Танец вне правил

По словам организаторов, фестиваль «ИЗМ» (что расшифровывается, кстати, как «истина, знание, мастерство») – это своего рода универсальная открытая площадка, на которой все желающие могут выразить в танце себя, свои мысли и свое понимание мира.

«То, что люди показывают здесь, можно назвать некой альтернативной академическому искусству, - отмечает единственный и неизменный эксперт, консультант и член жюри фестиваля, балетмейстер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, заслуженный работник культуры Российской федерации Сергей Смирнов. – Это танец, который хотел бы идти вне правил, танец, который взращивает настоящего художника».

По сути дела, «ИЗМ» - это веяние сегодняшнего дня. В любом искусстве, будь то живопись, поэзия или танец, правила и стандарты постепенно уходят на второй план. Главным же становятся эмоции и глубокие, скрытые мысли, которые автор выражает и передает зрителю так, как сам захочет. Даже если это будет в какой-то мере противоречить устоявшимся представлениям о классическом искусстве.

«Танец – это самый понятный и выразительный язык на планете, - продолжает наш собеседник. – Отличаются лишь смыслы, которые танцор пытается донести до публики. Современный танец – его еще можно назвать «нью-дэнс» - это попытка рассказать о себе. Поэтому каждый танцевальный номер – это не просто набор движений, но еще и глубокое личное переживание».

Фото: АиФ/ Николай Козин

В этом году в программе фестиваля произошли изменения. К традиционному взрослому отделению добавилось детское, участие в котором приняли танцевальные коллективы со всей России. Но несмотря на юный возраст танцоров главный принцип остался тем же: на первом месте история, на втором – техника.

Перед зрителями на протяжении двух часов разворачивались картины, наполненные глубоким смыслом. Истории о взрослении, попытках понять и постичь любовь, метафоры непонимания, одиночества, счастья – каждый танец можно было прочесть и истолковать десятком разных способов. И в этом, пожалуй, кроется главная прелесть «ИЗМа» - в зависимости от личного опыта и настроения каждый видит в происходящем на сцене что-то свое.

Грани смыслов

Липецкий театр танца «Без слов» привез в Пензу постановку под названием «Становление» - сложную и многогранную историю об отношениях мужчины и женщины.

«В хореографии есть такое правило – нельзя давать детям материал не по возрасту, - рассказывает художественный руководитель театра Галина Галкина. – Поэтому у нас получается так – взрослые видят в постановке свое, а мои ребята – свое. История для взрослых рассказывает о том, как вообще соотносятся друг с другом мужчина и женщина. Я считаю, что мужчина создан для того, чтобы прорывать пространство, идти вперед, стремиться к звездам. Но если рядом не будет женщины, которая своей любовью дает ему энергию для жизни, у него ничего не получится.

Дети же в постановке играют, по сути, самих себя. Для них это история изменений – этапов, через которые проходят отношения мальчиков и девочек перед тем, как превратиться в первое нежное чувство».

Чтобы рассказать такую историю, необходима не только физическая, но и психологическая подготовка. Галина вспоминает: помимо собственно занятий танцами они с ребятами много беседовали, вспоминали истории из жизни, которыми могли бы поделиться со сцены.

«Можно сказать, что мы танцуем ситуации из жизни, - продолжает наш собеседник. – Поэтому наша задача – прожить их, понять и отпустить, чтобы научиться жить дальше. И я могу сказать, что такой подход к танцам делает ребят более взрослыми и зрелыми».

Похожий подход использовал и Михаил Кузьмин, художественный руководитель танцевального объединения «УлицА» из города Павлово-на-Оке. На фестивале его воспитанники представили танец «Сон ворона» - запутанную, сложную и почти что языческую историю о временах, когда чудеса – и чудеса не всегда добрые – жили рядом с людьми.

Фото: АиФ/ Николай Козин

«Мне какое-то время довелось пожить в деревне, - рассказал Михаил корреспонденту «АиФ». – И все эти элементы деревенской жизни – бабушки, наговоры, злые языки, которые ломают людям судьбы – я видел и хорошо знаю. Собственно, об этом мы и рассказываем».

Как и в случае со «Становлением» в «Сне ворона» на замысел художника накладываются личный опыт и переживания детей. Каждый выбирает себе роль и на сцене отыгрывает именно ее. Кто-то переживает в танце свою самую большую ошибку, кто-то говорит с дорогим человеком, кто-то пытается обратиться к зрителю. История обретает личные черты, становится еще сложнее и глубже.

Язык тела

Но самое большое впечатление и на зрителей, и на жюри произвела постановка «Зеркало» пензенская театр-студия современного танца «Воскресенье». Маленький танцевальный спектакль, поставленный по мотивам одноименного фильма Андрея Тарковского, получил главный приз фестиваля и приз зрительских симпатий.

Фото: АиФ/ Николай Козин

«»Зеркало» - это отрывок из спектакля «Время, ритм, город», - рассказывает художественный руководитель театра Валентина Захарова. – Где мы разные номера посвящаем разным творческим людям. Выражаем свое личное отношение к ним. Но выражаем не языком, не вслух, а при помощи пластики тела».

Выходу на сцену предшествовала серьезная и долгая подготовительная работа. Фильм – далеко не самый простой даже по меркам Тарковского – смотрели и пересматривали несколько раз, разбирали на эпизоды, дискутировали, проговаривали отрывки вслух. В итоге каждый нашел в нем нечто свое – и именно этот вновь обретенный смысл показал на сцене.

Конечно, «нью-дэнс» - явление сравнительно молодое и далеко не всем понятное. Но если вы интересуетесь новым искусством, если вам наскучили правила, если, наконец, вы всегда хотели танцевать, и вам есть, о чем рассказать миру – подумайте. Может быть, стоит начать?

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Вернули ли кому-нибудь деньги «Саратовские авиалинии»?
  2. Как в Пензенской области обстоят дела с тренерскими кадрами?
  3. Почему дело о гибели мальчика в Каменке будут расследовать в Москве?