Ольга Семенеева 0 258

Награды и признание. Нужен ли Пензе «Кукольный дом»

Пензенский «Кукольный дом» - один из старейших театров кукол в России: прекрасными спектаклями он радует своих поклонников с 1942 года.

С именем Владимира Бирюкова связана одна из самых ярких страниц в истории театра.
С именем Владимира Бирюкова связана одна из самых ярких страниц в истории театра. © / Ольга Семенеева / АиФ

Пензенский «Кукольный дом» в очередной раз порадовал своих поклонников и всех, кто ценит и любит искусство - привез в Пензу пятую по счету «Золотую маску». На этот раз престижной театральной премии был удостоен спектакль «Попугай и веники», взявший награду в номинации «Куклы/Работа режиссера».

Для художественного руководителя «Кукольного дома» и его бессменного режиссера Владимира Бирюкова это не только высочайшее признание профессионализма всего коллектива, но и повод напомнить чиновникам о данном давным-давно обещании.

Досье
Владимир Бирюков. Заслуженный деятель искусств РФ. Родился в 1957 году в Днепропетровской области. Окончил Днепропетровское театральное училище по специальности «Актер театра кукол» и Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Режиссура театра кукол». Работал главным режиссером театра кукол в Братске. С 1989 года - главный режиссер Пензенского театра кукол, а с 2002 года - еще и его художественный руководитель. С 2015 го - худрук Ульяновского театра кукол им. Леонтьевой. Поставил более 100 спектаклей. Хобби - футбол. Болеет за ЦСКА. Дочь Ульяна живет в Америке. Сын Илья - актёр театра Доктора Дапертутто.

В чем неудобства?

- Владимир Иванович, какие дивиденды дает «Золотая маска»?

- В других городах - вполне серьезные. После победы пермских актеров, сразу был отремонтирован местный театр. Челябинских артистов, взявших «маску», встречали с оркестром. А в Пензе это событие осталось незамеченным. Но мы звездной болезнью не страдаем, нас бы вполне устроило, если бы, наконец, театр получил новое здание. В народе говорят: «Обещанного три года ждут». Мы 28 лет ждали, когда дом, в котором мы существуем, адаптируют под нормальный театр (а лучше - построят новый), и все еще продолжаем ждать, но, уже особо не надеясь на положительный финал.

- А почему вообще «Кукольный дом» переехал с улицы Московской?

- Здание, в котором размещался театр, было аварийным. Когда обвалилось одно его крыло, стало ясно, что оставаться здесь опасно для жизни. Труппу поставили перед фактом - нужно быстро съехать, причем - в никуда. Театр не работал три месяца. Все это время я сам искал подходящее здание, обивал пороги кабинетов и даже ездил по ангарам и заброшенным стройкам. Можно сказать, взял измором чиновников, и они предложили мне разместить театр в здании, в котором раньше был конференц-зал, рассчитанный на 400 посадочных мест. Делать было нечего, мы согласились, но с условием, что нам сделают большую сцену. Не сделали. А в доме, в котором когда-то размещался театр, через год после нашего переезда открыли торговый центр.

- Чем же вас не устраивает нынешнее здание?

- Ничем. Оно не подходит под театр по техническим параметрам. Ситуация не изменится, даже если построят большую сцену, потому что не появится складских помещений, мастерских, новых гримерных, просторного фойе, в котором можно проводить елки, современных туалетов. Я уже не говорю о доступной среде, которая сейчас абсолютна недоступна. Сейчас мы на руках доносим инвалидов до зрительного зала, а коляски ставим в дверном проходе, потому что иначе они станут частью декорации! Это же абсурд!

Еще один момент - у театра должно быть удобное месторасположение.  Чтобы добраться к нам, мамы с детьми должны преодолеть подъем в гору. Во время дождя они успевают вымокнуть, а после снегопада вообще бредут по проезжей части, потому что тротуары никто от снега быстро не чистит. Но об этом почему-то никто не думает.

Почему нет реакции?

- Как родилась идея ставить взрослые спектакли?

- Для нормального кукольного театра это обычное дело. Мы давно собирались ставить серьезные спектакли, но нас сдерживала маленькая сцена и крохотный зрительный зал. Но несколько лет назад, поняв, что время уходит и труппа начинает стареть, мы с актерами решили все-таки осуществить наши мечты и поставить взрослый спектакль. Чтобы не разочаровать зрителя, нужно было правильно выбрать пьесу. Мы остановились на Мольере и, к счастью, не ошиблись: зрителю понравилась легкая комедия с незатейливым сюжетом.

Потом был польский драматург Славомир Мрожек. И тут мы столкнулись с проблемой: кто такой Мрожек в Пензе мало кто знает, а уж о его «Кароле» и говорить не приходится. Нам пришлось приложить достаточно большие усилия, чтобы раскрутить спектакль. Доходило до того, что актеры сами распространяли билеты - ходили в то же культпросвет училище, звали студентов и преподавателей.

Вообще, Пенза для меня в этом смысле удивительна. Когда я учился в Ленинграде, вся профессура не уставала нам внушать, что студент учится не только в институте, но и за его пределами: мы обязаны были ходить на спектакли самых разных театров. Здесь же студенчество настолько «уникально» и «талантливо», что не считает нужным знакомиться с работами профессионалов.

Но время все расставляет по местам. Вскоре спектакль «Убить Кароля» взял две «Золотые маски» и с тех пор интерес к нему не угасает.

- А чиновники ходят на ваши спектакли?

- Крайне редко. А зачем? Это же не столичная антреприза с разрекламированными, но не всегда хорошими актерами. Но мы по этому поводу не комплексуем, потому для привлечения зрительского интереса труппа сделала столько, сколько не сделали все вместе взятые чиновники. Театр берет престижные премии и уже давно известен не только в России, но и в Европе. Мы развивались и надеялись, что чиновники когда-нибудь все-таки обратят на нас внимание. Не дождались. Да это и понятно: на кукольном театре политические дивиденды не заработаешь.

Сколько в театре актеров?

- Два года назад вы стали художественным руководителем Ульяновского театра кукол им. Леонтьевой и с тех пор живете на два города. Есть разница между нашими театрами?

- Колоссальная! В труппе ульяновского кукольного 23 артиста. И еще толпы желающих приходят на кастинг. А все потому, что зарплата там значительно выше, чем у нас. Плюс хорошая сцена (во всяком случае, по сравнению с нашим театром, это просто МХАТ). Неудивительно, что в пензенский кукольный очередь из желающих служить искусству не выстраивается. И это тоже проблема, потому что труппу нужно омолаживать. Года полтора назад я ездил по театральным вуза и училищам страны, пытаясь найти актеров, но все, что мог предложить - это 12 тысяч в месяц и койко-место в общежитии. Разумеется, никто не согласился. Сейчас заработная плата постепенно повышается, но все равно пока не дотягивает до желаемого уровня.

- Сколько актеров в труппе «Кукольного дома»?

- Семь. У них огромная нагрузка и пропустить спектакль они могут, разве что угодив на больничную койку с приступом аппендицита. Конечно, хочется увеличить труппу хот бы до десяти актеров, но пока это невозможно. Во-первых, не позволяет финансовое положение театра. Во-вторых, больше четырех человек на нашей сцене - уже толпа. Маленькая сцена ограничивает нас и в выборе драматургии. Мы не можем ставить пьесы с большим количеством актеров.

- Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с цензурой?

- Только с финансовой. Театр многого не может. Например, мы не имеем возможности приглашать хороших режиссеров и художников. Тех же Евгения Ибрагимова и Бориса Константинова. Они «стоят» сотни тысяч. Ибрагимов сейчас ставит детский спектакль в Губернском театре Сергея Берзуквова. Понятно, что Безруков может позволить себе такого режиссера, но и многие провинциальные театры могут. Тот же ульяновский кукольный имеет возможность приглашать до четырех режиссеров в год. В том числе и выдающихся. Мы - нет.

В пензенском «Кукольном доме» на протяжении 29 лет спектакли ставит один режиссер - я. Это очень плохо, потому что вариться в собственном соку нельзя.

- Нет желания махнуть на все рукой и перебраться в тот же Ульяновск?

- Нет. Как бы это пафосно не звучало, меня держит любовь. К семье, друзьям и актерам. Не могу сказать, что я сильно влюблен в город - он серый и неухоженный, но я люблю живущих в нем людей. И понимаю, что если уеду - все в театре рухнет. Это не мания величия, а реальность. Думаете, легко махнуть рукой на дело, которому отдал 29 лет своей жизни?!

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько праздничных выходных будет в 2019 году?
  2. Много ли людей пропадает в Пензе?
  3. Какие районы области наиболее неблагоприятны в плане бешенства животных?
  4. Правда ли, что к лику святых причислили кого-то из пензенцев?
  5. Сколько родительских суббот у православных в 2018 году?
  6. Какое наказание предусмотрено за нарушение тишины в ночное время?